Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
25.09.2022
Консультация для родителей
«Адаптация детей раннего
возраста к детскому саду»
Подготовила: воспитатель 1 категории
Шлапацкая Ирина Александровна
Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.
Адаптацией принято называть
процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации
могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей
наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например,
дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел
самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна,
эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению
физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени
адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации
отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо
спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца
после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все
нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести
эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении
первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными
инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо
осложнений.
Самой нежелательной является
тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень
медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок
либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо
проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет
как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и
длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов,
медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих
факторов:
·
возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в
возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче
могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к
этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь
взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
·
состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый,
хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
·
сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно
заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
·
индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста
по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут,
отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным
протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит,
сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие,
наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования
воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят,
спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться
несколько недель.
·
условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии
с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и
навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со
взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок
приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития,
то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного
учреждения.
·
уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта
общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама
по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм
поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в
разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.),
легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка
сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к
требованиям взрослых.
Объективными показателями
окончания периода адаптации у детей являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное
состояние;
· полное восстановление
имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
· соответствующая
возрасту прибавка в весе.
Игры
в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение
необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему
удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Игра «Наливаем,
выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются
игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить
миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:
· взять как можно больше
предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
· собрать одной рукой,
например, бусинки, а другой – камушки;
· приподнять как можно
больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого
задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность
упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки
ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.
Игра «Рисунки
на песке»
Рассыпьте манную крупу на
подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики,
потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем
появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с
удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор
с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную
игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней,
можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у
него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в
какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь
пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и
настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно
высказать.
Уважаемые
родители, чаще играйте со своими детьми!
Они
будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.09.2022
Дата обновления: 25.09.2022
Дата публикации: 25.09.2022